Одним из самых известных видов китайского ушу является тайцзицюань. Это одновременно и один из старейших традиционных стилей боевых искусств, возникший по разным оценкам около XIII-XIV вв. н.э., так и популярная сегодня в Китае и за его пределами оздоровительная система. Но что означает название тайцзицюань, в чем его смысл? Давайте разберемся в этом термине, прибегнув к помощи выдающегося мастера боевых искусств XX века — Сунь Лутана.
Вначале обратимся к китайской философской мысли, ведь термин 太極 Тайцзи возник задолго до появления боевого искусства тайцзицюань, название которого образовано добавлением к 太極 Тайцзи иероглифа 拳 Цюань (кулак или удар кулака). В дошедших до нас письменных источниках впервые термин Тайцзи упоминается в древних текстах Чжуанцзы около III в. до н.э. и Хуайнаньцзы во II в. до н.э. и используется для описания происхождения и устройства мира.
Итак, древнекитайская космогония (представление об устройстве мироздания) оперирует следующими терминами:
1. 道 Дао – это основа мироздания, принцип лежащий в основе всего сущего. Описание этого базового понятия китайской мысли содержится в трактате «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы.
2. 無極 Уцзи – беспредельное, не имеющее границ и полюсов. Уцзи обозначает первозданный хаос или пустоту, некое первоначальное состояние вселенной.
3. 太極 Тайцзи – великий предел, великое начало. Тайцзи – это единство противоположностей, гармония Инь и Ян, которые еще не разделились. Тайцзи рождается из Уцзи.
4. 阴阳 Инь и Ян – две энергии и две противоположные силы, «женское» и «мужское» начало, тьма и свет. Инь и Ян рождаются из Тайцзи.
Графически эту модель можно выразить следующим изображением, где слева расположен пустой круг (Уцзи), в середине – разделенный на две половины круг (Тайцзи), справа – рождение энергий Инь и Ян вокруг пустого центра.
Но почему именно термин Тайцзи лег в основу названия боевого искусства, почему мы занимаемся тайцзи-цюань, а не уцзи-цюань или инь-ян-цюань?
Причины, почему тайцзицюань имеет такое название, в 1919 году описывает мастер ушу Сунь Лутан. Вот, что он пишет в своем трактате «Учение о тайцзицюань» в главе «Именование тайцзицюань» (перевод – Асланов Р.А.):
«После того, как человек естественно обретает природу Син живого существа, в нём первоначально сокрыта вскармливающая жизнь изначальная энергия Ци. Она не отклоняется ни вверх, ни вниз, не склоняется ни на одну, ни на другую сторону, существует в гармонии и не истекает. Её совершенство доходит до предела. Это является истинным Ян, тем, что называется срединной гармоничной энергией Ци. Эта энергия постоянно мощно разливается в четырех конечностях, просачивается внутрь всех костей. Нет такого места, где бы её не было. Нет такого момента, когда бы она была не гармонична. И внутри и снаружи единая энергия Ци распространяется не переставая».
В этом отрывке автор описывает базовые даосские понятия двойственности человека, согласно которым человек рождаясь представляет собой соединенные в теле природу Син и судьбу Мин.
• 性 Син – человеческая природа. В современных терминах Син соотносится с душой человека, его внутренними духовными стремлениями и умственной деятельностью.
• 命 Мин – судьба и жизненность человека. Это внутренняя энергетическая основа жизни, также выражается изначальной энергией 元气 Юань Ци. Именно изначальная энергия человека во многом определяет его здоровье и долголетие.
Сунь Лутан в одной из позиций тайцзицюань.
«Таким образом, открытие и закрытие, движение и покой этого боевого искусства рождаются источником этой энергии. Мастерство выпускания, распространения, собирания, втягивания появляется на основе этой энергии. Открытие является выпусканием, является движением. Закрытие является собиранием, является втягиванием, является покоем. Открытие – это Ян. Закрытие – это Инь. Выпускание, распространение и движение – это Ян. Собирание, втягивание и покой – это Инь. Открытие и закрытие, следуя единой энергии Ци, совершают смену Инь и Ян. Это и есть великий предел Тайцзи и единая энергии Ци. Великий предел Тайцзи – это единая энергия Ци. Единая энергия Ци – это великий предел Тайцзи. Если говорят о структуре, то это является великим пределом Тайцзи. Если говорят о применении, то это является единой энергией Ци».